romchyk (romchykd) wrote,
romchyk
romchykd

Categories:

Жизнь в буддистском монастыре.

  В течении шести с лишним лет, путешествуя по азиатских странах, я посетил сотни буддистских храмов, ночевал в несколько десятках и останавливался на 2-3 дня в десяти или больше. За это время, я пообщался с сотней монахов и познакомился и подружился с несколькими .



  В таких странах, как Лаос, Камбоджа, Таиланд, Бирма и Шри-Ланка, распространено буддистское направления Тхаравада. В тхераваде, каждый буддистский храм, является и монастырём, ибо обслуживается монахами. В Таиланде, Камбодже и Лаосе, эти храмы-монастыри, имеют название Ват. А так, как в ватах служат монахи, то они там и живут.

  В Таиланде, лаосе и Камбодже, в монастыре должен отслужить каждый мужчина, хотя бы раз или даже несколько раз. А также, в самом разном возрасте, даже с шести лет.
  Детей отдают в монастырь, по двум причинам.
  Чтобы приучить мальчика к буддистской жизни, работе в коллективе и бытовым трудностям.
  Также отдают мальчиков в монастырь, в случае учёбы в городе. Если родители очень бедные, и у них не хватает денег на обучение ребёнка, его отдают в монастырь, как в общежитие.


  Для "поселения" в монастырь, будущему монаху, нужно приобрести комплект одежды (один-два балахона) и чашу для подаяний. Всё остальное, монах будет получать от населения.

  Питаются монахи, за счёт людей, которые им подают. Подаяние еды, происходит рано утром, в шесть часов. Монахи берут чаши, и идут по городу или деревне, ходят по улицам и переулкам, где их уже ожидают люди, желающие накормить буддистских "жрецов". По традиции, монахи идут за подаяниями босиком, но в больших городах, этой традиции, придерживаются не все.


В некоторых местах, принято собираться, в какой-то части улицы или деревни, и подавать вместе. В некоторых местах, каждый выходит на улицу, возле своего дома или места работы и дожидается своего "подопечного".


Монах или группа, подходят к мирянам, которые разуваются и стоят босяком или стоят на коленках.

   Люди кладут в чашу еду, становятся на колени и наклоняются низко, показывая послушничество монахам , и тогда, монах читает мантру-молитву за подавшего. Когда он уходит, человек поднимается с колен.


  Еда бывает самая разная, всё зависит от места, статуса монаха и платёжеспособности "спонсора". В первую очередь, это рис, что является гарниром и "хлебом" у азиатов. До риса добавляется то, что может вынести из дома верующий или купить в магазине.
  Однажды, я жил в Лаосе, в бедном монастыре, где жили юноши-монахи. Семь дней им подавали лишь рис, овощи и зелень. Ни мяса, ни рыбы, ни каких-либо фруктов. Но, если деревня не очень бедная, то в рационе, попадается и яйцо и немножко мяса и фрукты.



В городе, а особеннов столице или в каком-то важном и многопосещающем  храме, монахи живут намного лучше. Как-то, я остановился на окраине Бангкока в большом монастыре, где есть важная буддистская ступа и много верующих посетителей. Меня приютил парень, студент-монах, который учится в университете и живёт в монастыре. Когда мы пошли утром за подаянием, он попросил меня идти сзади и, время от времени, из его чаши перекладывать еду себе в пакет. Во двор монастыря, на стоянку, подъезжали автомобили и водители подавали подаяния монахам. Солидный водитель из дорогого автомобиля, дал увесистый пакет с едой. По приходу домой, мы накрыли коврик с едой, блюд было столько, что можно было накормить человек пять, причём еда была дорогая и разнообразная.
  Кроме еды, монахам подают и разные необходимые вещи. Наборы личной гигиены, обувь или одежду, напитки и прочие нужные вещи. В городах, даже есть спецмагазины, для монастырей, там можно купить как отдельно, так и комплексно. Продаются ведёрка, которые набиты фонариком, зонтиком, шампунями-зубными пастами-мылом и прочей бытовой химией.

  Просыпаются обитатели монастыря в пять утра. Принимают душ, идут на молитву, где читают мантры и потом уже, идут за едой. После принятия подношений, возвращаются в храм, распределяют еду, если питание коллективное и завтракают. Если же монах собирает еду в одиночку, то он ест один или относит часть старшему монаху, который не ходит за подаяниями.
  После завтрака, учащиеся и студенты идут на учение, а старшие монахи, занимаются полезными делами на территории монастыря или совершают какие-то дела за территорией вата.


  В двенадцать, у монахов обед, и это кстати, последний приём пищи за день. В некоторых регионах, есть после двенадцати запрещено, в некоторых регионах, после часа дня. Так что, монахи стараются наесться до обеда, а после обеда они могут только пить напитки. Такое строгое правило, происходит с древних времён, но в наше время, монахи придумали, как не нарушать закон и не оставаться голодным.
После двенадцати, нельзя есть, но ведь можно же пить. Вот монахи и пьют, молоко, соки, кокосовое молоко, соевые напитки и всякие шейки. К напиткам, добавляют сахар или иные сахаросодержащие продукты. Вы пробовали пепси со сгущёнкой???


  После обеда, монахи собираются вместе и читают мантры снова, а также медитируют. Кто-то, проводит ритуальные обряды, культурно-массовые мероприятия и другие события. После вечерней молитвы, в шесть-семь вечера, у монахов свободное время.
  Как я уже говорил, монастыри бывают разные по раскаленности и уровню жизни. Если в бедных районах, монахи живут спартанской жизнью, у них нет ни телевизора, ни холодильника, то в развитых регионах, а особенно в столицах, у монахов есть все блага цивилизации, от водопровода, до телевизоров, кондиционеров и интернета.

  И у некоторых старых монахов, в комнатах, есть вот такие пирамиды с изображениями божеств, Будды и свечами, так что монах, может из дома не выходить и молиться в своей комнате.

  Живут монахи, в домиках, на территории монастыря. В Лаосе, где я жил неделю, монахи жили в домике сколоченном из бамбука, где щели в стенах и полу, были шириной в пол-сантиметра и монахи стараются, заклеить стены бумагой и застелить пол циновками. Спали они на тонких матрасах на полу. Единственным благом цивилизации, было электричество, которое выключалось в десять часов вечера.


В виду того, что комаров много, а стены "прозрачные", то и в комнатах много москитов. В джунглях, нередко встречается малярия и лихорадка денге, поэтому, все стараются спать под москитными сетками.

  У буддистских монахов есть правила и перечень запретов. Чем выше по статусу монах, тем запретов у него больше. Самыми важными запретами, которые касаются всех монахов, это запрет есть после обеда, запрет на убийство любого живого существа, будь-то курица или даже комар, запрет на принимание алкоголя. Также, во время монашества, послушник или монах, не могут касаться женщин. И не важно, кто эта женщина, чужая или своя, даже к сестре или к матери. Когда я фотографировал послушника с его матерью. я попросил его обнять мать, на что он ответил, что не имеет права.

  В ватах, среди монахов, есть иерархия. На самой нижней ступеньке, стоят "послушники". У послушников, меньше всего запретов, но и их может "строить" любой монах.


  В монастыре, как и в армии, дедовщина. Младший делает то, что ему укажет старший и еда распределяется, тоже по старшинству.
  Меньше цепляются к тем младшим, чьи родители живут рядом. Родители приходят чаще, приносят вкусностей больше и с таким меньшим, можно сходить к нему домой поесть.


  Юноши живут такими интересами, как и их друзья на "гражданке", они смотрят фильмы, качают музыку и расклеивают плакаты на стенах, но в меру, чтобы не влетело от монаха.


  В двадцать лет, послушник проходит обряд становления монаха, которые празднуют всем монастырём и на который могут приехать родители. После этого, он уже полноправный монах и его уважают все послушники. Но, и запретов у него больше.

  Если мужчина приходит в монастырь в зрелом возрасте, то на это есть некие причины, значит в его жизни, произшло важное событие.
  Кто-то уходит в монастырь, после свадьбы, на два-три месяца, кто-то после окончания университета. Многие мужчины уходят в монастырь, после смерти одного из родственников. В зависимости от эмоционального состояния, срок может быть пол года или год.


  Так что ват, это место где собираются разные слои населения и разные категории людей. В одном монастыре, могут рядом жить бывший военный и врач, преподаватель университета и студент, убийца и полицейский, крестьянин и министр. Естесственно, министр не будет жить в бедном деревенском вате, а бедный крестьянин, не устроится в мажорный известный монастырь.

  Парень на верхнем фото, в юности, подсел на наркотики, вступил в молодёжную банду и в итоге, сел в тюрьму. После пятилетней отсидки, он вышел на свободу и мать настояла, чтобы он на пол года ушёл в монастырь. Бывший гангстер послушался матери, но через пол года, решил на "гражданку" не уходить и живёт уже в храме третий год.
  В городе Лопбури, я познакомился с Папоте. Когда-то он был профессиональным инженером и даже ездил в Европу в коммандировки, но в последтвии, в его жизни случилась семейная трагедия и он ушёл из обычной жизни в монашескую. Здесь я и умру, сказал он.

  Папоте, неплохо знаком с картой мира, хорошо владеет английским. Три раза, когда я к нему приезжал, я останавливался на три-четыре дня. Мне было очень интересно, общаться с культурным и образованным монахом, который променял жизнь в столице, в шикарном доме, на скромный монастырь в небольшом городе.

  И на вершине монашеской иерархии, держатся старые монахи, которые живут в монастыре постоянно и настоятель храма, который всем управляет. В любой момент, каждый монах, может покинуть монастырь по своему желанию, а потом вернуться. Только тогда, если статус очень высокий, монах уже не займёт свою предыдущую ступень.

  Если монах прожил в монастыре длительное время, был настоятелем, сделал большой вклад в развитие монастыря или местной буддистской общины, то после смерти для монастыря могут сделать восковую фигуру.

Tags: Лаос, Тайланд, буддизм
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments

Recent Posts from This Journal